mkv versia

Воскресенье, 05.05.2024, 13:03

Приветствую Вас Гость

Форма входа

меню

Поиск

Календарь

«  Май 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Наш опрос

в какой mortal combat вы играете?
Всего ответов: 310

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2012 » Май » 8 » Билет№2
15:47
Билет№2
Вопрос1

Выявление специфичных для каждого периода детства ведущих типов деятельности, изучение их своеобразия, взаимосвязи с други­ми видами деятельности чрезвычайно важно, поскольку позволяет конкретизировать процесс воспитания, отдельные звенья которого должны отличаться особыми формами и способами организации деятельности. Например, в младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, т. е. деятельность по усвоению ос­нов тех или иных учебных предметов и овладению теоретическим способом мышления. При переходе к подростковому возрасту веду­щий тип деятельности меняется. Учебная деятельность, сохраняя свою актуальность в системе образования, в психологическом отно­шении уже не играет решающей роли в развитии личности. Веду- щей для психического развития личности подростка оказывается общественно полезная деятельность, включающая такие ее виды, как учебная, производственно-трудовая, организационно-общест­венная, художественная, спортивная. В различных формах эта дея­тельность присутствует и в младшем школьном возрасте, но там она недостаточно развернута. Основная психологическая потребность подростка — овладение формами общения — выдвигает на первый план деятельность, обеспечивающую выработку умений организо­вать свое общение, строить его в соответствии с поставленными за­дачами. Данное положение особенно важно, поскольку формирова­ние у подростков развитой системы общения возможно в ситуации, предъявляющей человеку достаточно высокие требования, т. е. предполагающей развитое самосознание. В старшем школьном воз­расте учебная деятельность вновь превращается в ведущую, но уже в связи с новой задачей данного возраста — выработкой жизнен­ных планов, поиском средств их реализации.

Основным критерием выделения ведущего типа деятельности считается ее воздействие на психическое развитие растущего чело­века. Главным в этом случае является не фиксация того, что ребе­нок выполняет какую-то деятельность, и не ее чисто внешняя орга­низация, а такое задание деятельности, которое способствует формированию необходимых для данного возраста личностных ка­честв. Особое значение приобретает при этом рассмотрение сочета­ния ведущего типа с другими деятельностями, к которым приобща­ется или которыми уже овладел ребенок на определенной стадии развития. Кроме того, важно выявить характер взаимодействия ве­дущих типов деятельности. Дело в том, что учет сочетания и харак­тера взаимодействия ведущего и других типов деятельности, а так­же ведущих типов между собой позволяет проследить критические точки, переходные моменты в преобладании одной из сторон едино­го процесса деятельности, выявит индивидуальную особенность их воздействия на становление личности, ее социальной активности.
Вопрос2
В психологической литературе деятельность классифицируют на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность или труд является основным видом деятельности. В чем же сущность трудовой деятельности? Определяя сущность труда, К. Маркс писал:

"Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой". В процессе труда "люди, вооруженные средствами труда, своей целесообразной деятельностью изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей".

Рассматривая физиологическую сущность труда, К. Маркс характеризовал ее следующим образом. "Как бы различны ни были отдельные виды полезного, труда или производительной деятельности, с физиологической стороны это функции человеческого организма и каждая такая функция, каковы бы ни были ее содержание и форма, по существу есть затрата человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т. д.

Подчеркивая специфичность труда человека, К. Маркс писал: "Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально, Человек не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю. И это подчинение не есть единичный акт. Кроме напряжения тех органов, которыми выполняется труд, в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения, следовательно, чем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил".

Таким образом, трудовая деятельность выступает в единстве трех аспектов: предметно-действенном (как процесс, в котором "человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда"); физиологическом (как "функции человеческого организма"), психологическом (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника и т. д.). В психологическом исследовании последний аспект, несомненно, играет ведущую роль.

Исходя из понимания трудовой деятельности как процесса активного изменения предметов природы в целях приспособления их для удовлетворения потребностей человека как процесса создания потребительных стоимостей, предмет психологии при изучении трудовой деятельности можно определить как психические процессы и психологические факторы, которые побуждают, программируют и регулируют трудовую активность личности, а также свойства личности, через которые эта активность, реализуется. При этом главное значение, в отличие от аналитического изучения психических функций и процессов, должно приобрести исследование взаимодействия и взаимосодействия функций и процессов в контексте конкретной деятельности в плане достижения конкретного результата.

Просмотров: 955 | Добавил: 22-sos-lan-22 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: