mkv versia

Пятница, 03.05.2024, 12:18

Приветствую Вас Гость

Форма входа

меню

разделы

Мои статьи [6]

Поиск

Наш опрос

в какой mortal combat вы играете?
Всего ответов: 310

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

17-18

Билет № 17

В-1 Деятельность — форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя. В ней реализуются силы и способности человека, которые воплощаются в продуктах деятельности. В этой цепочке связей проявляется социальная сущность деятельности.  В структуре деятельности различаются ее субъект и объект. Субъект деятельности — тот, кто осуществляет деятельность,объект — это то, на что она направлена. Например, земледелец (субъект деятельности) работает на земле и выращивает на ней различные сельскохозяйственные культуры (объект деятельности). Итак, субъектом деятельности может быть человек, группа людей, организация, государственный орган. Объектом могут быть природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей. Деятельность субъекта может быть направлена также на другого человека. Например, тренер воздействует на спортсмена (тренирует его). Объектом деятельности артиста является публика в зале (аудитория). Наконец, деятельность субъекта может быть обращена на самого себя (человек сознательно тренирует свое тело, закаляет его, воспитывает волю, занимается самообразованием и т. д.). Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, в голове архитектора, прежде чем начнется строительство дома, возникает его образ. Цель определяется тем точнее и становится тем более определенной, чем лучше субъект деятельности знает, каковы реальные средства и условия ее достижения.  В структуре деятельности можно выделить различные действия. Так, учебная деятельность включает в себя запись лекций, чтение книг, решение задач и т. д. Когда цель определена, ее достижение или неуспех деятельности зависит от средств. Чтобы построить дом, нужны строительные материалы, механизмы, орудия труда и другие средства производства.  Ученые-психологи изучают переживания человека, побуждающие его к деятельности. Такие переживания человека называют мотивом.  В психологии под мотивом понимают то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. В роли мотивов могут выступать потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы людей. В мотивах деятельности проявляются потребности человека. А потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.   Потребность обычно направлена на какой-либо предмет. Например, голод — это нужда в пище, предметом потребности является пища.  Потребности человека можно разделить на три группы:1. Биологические потребности (переживание нужды в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека, его принадлежностью к природе). 2. Социальные потребности, порожденные обществом. В них воплощена нужда личности, например, в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании ее достоинств. 3. Идеальные потребности: познавать окружающий мир в целом и в его частностях, осознавать свое место в нем, смысл и предназначение своего существования. Многие люди посвящают свой досуг чтению, посещению музеев, концертных залов и театров. У некоторых людей идеальные потребности сводятся к развлечениям. Но и в этом случае они разнообразны: кто-то увлекается кино, кто-то танцами, а кто-то футболом.
Биологические, социальные и идеальные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными. В самом деле, в жаркие дни многих людей мучает жажда, но никто (если он не находится в экстремальной ситуации) не станет пить из лужи на дороге. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.  Приведенная классификация потребностей не единственная в научной литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским психологом А. Маслоу. Он выделил следующие базисные потребности:физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т. п.;экзистенциальные: в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д.; социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;духовные: в самоактуализации, самовыражении.Согласно теории Маслоу, первые два типа потребностей — первичные (врожденные), а следующие три — вторичные (приобретенные). Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.  Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки. Под ними подразумевается общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объекта. Таким объектом может быть, например, семья.  Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения — устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.  В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы.  С интересами людей связаны их идеалы. Общественный идеал — это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы, ее представление о высшей справедливости и наилучшем общественном устройстве. А нравственный идеал — это представление о достойном подражания образцовом человеке, особенностях его личности, поведения и отношений с людьми. Нравственный идеал, как правило, тесно связан с общественным идеалом.
 Потребности, интересы, идеалы осознаются людьми, т. е. характеризуют сознательную деятельность. Люди обдумывают деятельность, осуществляют самоконтроль своих действий. Однако в деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия сознания. Примерами могут служить стереотипы автоматизированных действий в процессе решения задач или интуиция. Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего отметим разделение деятельности на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).  Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях); ценностно-ориентировочная деятельность (положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения); прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).  В многообразии видов деятельности человека можно выделить созидательную и разрушительную. Результаты первой — города и села, цветущие сады и возделанные поля, изделия ремесленников и машины, книги и кинофильмы, вылеченные больные и воспитанные дети. Разрушительная деятельность — это прежде всего войны. Погибшие и искалеченные люди, разрушенные жилища и храмы, опустошенные поля, сожженные рукописи и книги — это последствия локальных и мировых, гражданских и колониальных войн. Творческая деятельность. Творчество -деятельность, порождающую нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.  Наиболее ярко творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. Творчество заключено не в той деятельности, где каждое действие полностью регламентировано правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности. Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность, побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, т. е. отражения в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях.  Важнейшим механизмом творчества является интуиция — знание, происхождение которого не осознается. В этом случае человек может сказать: «Я не могу доказать свою правоту, но чувствую, что действовать нужно так-то». В интуиции проявляется, таким образом, бессознательное в деятельности человека.

В-2 Философия рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное, т. е. субъективную реальность, как осознанное бытие. Решение проблемы сознания предполагает и выяснение предпосылок его возникновения. Материализм усматривает их в свойстве отражения, лежащего в фундаменте материи. Сознание возникает в процессе труда, развивается и обогащается под воздействием социокультурной реальности. Определяющую роль играет практика. Сердцевину сознания составляет знание. Поэтому для материализма правомерно определение сознания как субъективного образа объективного мира.  Это есть не что иное, как способность человека, обладающего знанием, выделять себя из окружающего мира и противопоставлять себя как субъекта ему как объекту. Сознание — это и предварительное мысленное построение образа самой деятельности и получаемого в ходе ее определенного результата. Свойствами сознания являются активность и избирательность, субъективность и творческое начало. Первое из этих свойств состоит в том, что компоненты сознания — образы действительности и образы воображения, слова, эмоции, волевые импульсы и др. — формируют целостную картину в зависимости от того, вокруг чего комбинируются эти компоненты. Сознание совсем не подобно зеркалу или водной глади, в которой отражается окружающая действительность. Эта действительность довольно причудливо преломляется, комбинируется из отдельных фрагментов.  Для разных людей идеальная действительность, которая создается благодаря сознанию, может существенно различаться. То, что волнует одного, может быть безразлично другому. Сознание хранит образы того, что имеет для нас смысл. Такая избирательность проявляется и на индивидуальном уровне, и на уровне общественном.   Важнейшими компонентами сознания являются потребности и воля. Взаимодействие с миром порождает у человека как носителя сознания определенное к нему отношение. Это выражается не только в мысленных оценках, но и в эмоциях, чувствах. Процесс познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека — потребности, интересы, чувства, волю. Важную роль играет память, которая позволяет сохранять опыт, перекидывать мостик между прошлым и настоящим, а также между настоящим, прошлым и будущим. Поскольку предметом сознания является не только внешний мир, но и сам субъект, носитель сознания, постольку существенным моментом сознания является самосознание. Самосознание — это осознание человеком своей деятельности, мыслей, чувств, интересов, потребностей.  Сознательное внутренне связано с бессознательным, которое нередко противопоставляется ему, причем бессознательному отводится решающая роль в жизни человека. Но существует и иная трактовка, исходящая из приоритета сознательного. Бессознательное можно рассматривать как продукт сознательной деятельности. То, что ранее находилось в сфере сознания, переходит в бессознательное. В свою очередь, бессознательное, существующее в глубинах психики человека, способно вновь всплывать в область сознания. Знание — это не только то, что человек знает, но и то, о чем он в данный момент не думает, и потому не сознает, но что легко может сделать достоянием своего сознания, например знание учеником химической формулы воды, геометрических теорем или фактов собственной биографии и т. д. Это также и такое знание, которым человек располагает и которым он пользуется, но которое с большим трудом может быть осознано, если вообще может стать таковым. Это индивидуальное неявное знание, используемое, например, экспертами.  Ряд философов в качестве главного признака сознания выделяют не знание, а направленность на определенный предмет, объект. Человек может ничего не знать о каком-либо объекте, но, если он выделяет его, направляет на него свой интерес, этот объект становится объектом сознания. Общественное сознание не существует без сознания отдельных личностей. При этом индивидуальная биография автора той или иной идеи уже не играет определяющей роли.  Но общество избирательно относится к результатам деятельности индивидуального сознания: что-то оно берет, а что-то отбрасывает. Далеко не каждое достижение индивидуального сознания входит в общий массив общественного сознания. В свою очередь, аналогичным образом действует и индивидуальное сознание. Оно вбирает далеко не все элементы общественного сознания. Исторически выработанные обществом нормы сознания духовно питают личность, становятся источником нравственных предписаний, убеждений, эстетических чувств и представлений. Но каждый из людей по-разному (в силу личностных, индивидуальных особенностей) воспринимает существующие в общественном сознании элементы. Формирование общественного сознания есть сложный процесс. В общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленные на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании, прекрасном, возвышенном. При этом необходимо, чтобы идеи, теории, взгляды, нормы морали, научные знания находили широкое распространение, оказывали влияние на все общество. Эту функцию выполняют школы, вузы, средства массовой информации, политические партии, общественные движения и организации. В процессе духовной жизни общества формируются разнообразные знания и отношение к природе, объективной действительности, ко всему, что происходит в обществе. Кроме того, в обществе укореняются настроения, привычки, нравы, традиции народов, а также особенности психического склада разных социальных групп. Так, принято говорить о деловитости американцев или точности и педантизме немцев. При этом далеко не все представители данной группы обязательно отличаются названными качествами. Тем не менее за всей социально-культурной общностью закрепилась характеристика определенных качеств.  Ученые признают относительно самостоятельный характер общественного сознания. Дело в том, что многие идеи, взгляды людей, их нравственные убеждения обладают значительной устойчивостью и довольно долго сохраняются в сознании людей, в их поступках, даже тогда, когда уже не существует объективных условий, общественных отношений, на базе которых они возникли. Это происходит потому, что перемены во взглядах, убеждениях людей происходят не сразу, как только меняется, например, экономический строй. Сознание людей, их идеи, взгляды могут отставать от общественного бытия и в течение определенного времени не соответствовать ему. В этом случае речь идет либо о пережитках прошлого в сознании людей, либо о сохранении традиций. Общественное сознание существует на основе преемственности того лучшего, полезного и необходимого, что было в духовной жизни общества. Преемственность наглядно проявляется в науке, морали, традициях народов. Многие проявления общественного сознания взаимодействуют между собой, сами оказывают сильное воздействие друг на друга. Так, например, эстетические вкусы и пристрастия людей тесным образом связаны с их нравственными идеалами. Чаще всего идеал красоты одновременно является для людей и идеалом добра, и, наоборот, то, что связано с нравственным идеалом, воспринимается как прекрасное. Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества. Однако это влияние проявляется не само по себе, а в деятельности людей, которая может оказывать на жизнь общества как прогрессивное, так и тормозящее воздействие. Теоретическое и обыденное сознание. Структура общественного сознания может рассматриваться с точки зрения глубины отражения общественным сознанием социальной действительности. Тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Общественная психология складывается под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия.  Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией уровень общественного сознания — уровень теоретического отражения мира.  Необходимо иметь в виду, что понятие «идеология» употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле — как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы.  Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится общественная группа, класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности представителей данного класса — его идеологов. В философской и исторической литературе очень часто встречается понятие «обыденное сознание». Это понятие предназначено для характеристики сознания, непосредственно вплетенного в повседневную практическую жизнь людей. Одной из разновидностей общественного сознания является массовое сознание. Массовое сознание выделяется не по своему содержанию, уровню и качеству отражения действительности, а прежде всего по специфическим свойствам его носителя, субъекта. Масса как субъект массового сознания представляет собой особую совокупность (множество, общность) индивидов. Примерами массы могут служить участники широких политических, социокультурных и иных движений, аудитории различных средств и каналов массовой информации. Для масс как субъекта сознания характерны следующие черты. Во-первых, статистический характер данной общности, выраженный в том, что она, не будучи самостоятельным, целостным образованием, отличным от составляющих его элементов, представлена множеством отдельных «единиц». Во-вторых, вхождение в нее индивидов носит неупорядоченный, случайный характер, в результате чего такая общность всегда отличается «размытыми», открытыми границами, неопределенным количественным и качественным составом. Для массы характерна ситуативность существования, выражающаяся в том, что она образуется и функционирует исключительно на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможна вне ее. В результате этого масса всегда оказывается неустойчивым образованием, меняющимся от случая к случаю, от одной конкретной ситуации к другой. Для массы характерна выраженная разнородность, смешанность состава данной общности, ее внегрупповая (или межгрупповая) природа, проявляющаяся в том, что в ней «разрушаются» границы между всеми существующими в обществе социальными демографическими, политическими, региональными и иными группами.  По содержанию массовое сознание представляет собой совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни общества. Вместе с тем по своему содержанию массовое сознание значительно более узко, чем общественное сознание в целом, поскольку за его границами остается великое множество сюжетов, недоступных пониманию масс и (или) не затрагивающих их интересы (например, содержание науки, философии и т. д.).

 

Билет № 18

В-1  Та сторона человеческой созидательной деятельности, которая нацелена не на обработку «вещества природы», а на обработку «людей людьми», т. е. в конечном счете на изменение качеств самих социальных субъектов, называется духовной деятельностью, а ее продукты — духовными ценностями. Ярким примером духовной деятельности является труд педагога, а также артиста, священника, журналиста. (Книга имеет форму, стоимость, но и является духовной ценностью).  Философы утверждают, что главный отличительный признак духовных явлений заключается в их идеальности. Древнегреческий философ Платон создал своеобразное учение об идеях, в котором духовные ценности, такие как благо, истина, красота, представлялись в виде автономного идеального мира, существующего параллельно с миром реальных вещей и определяющего сущность последних. Немецкий философ XIX в. Г. Гегель считал, что главное свойство духа — рефлексия, т. е. способность к самопознанию. Создавая произведения культуры и искусства, людиопредмечивают в них свои знания, эмоции, жизненный опыт, свои идеалы, стремления и надежды. Усваивая культуру в процессе обучения и самообразования, люди, наоборот, распредмечивают заключенные в ней духовные ценности, расширяя при этом свой интеллектуальный кругозор, умножая и развивая индивидуальные творческие способности. Среди явлений духовной жизни Гегель особенно выделял язык, науку, религию, мораль, искусство, философию и право. Со времен Гегеля бытие людей сильно изменилось. Духовная сфера деятельности обогатилась новыми явлениями, такими как мода и реклама, средства массовой информации, Интернет. В ответ на возросшие запросы общественной практики и социального познания в XX столетии была создана особая философская наука о ценностях — аксиология.  Первое, что подчеркивают философы, развивающие данное направление, — это общественный характер духовных ценностей. Например, язык, которым мы пользуемся для выражения собственных мыслей, в сущности, принадлежит не нам, а является достоянием всего народа, общества, национальной культуры. Духовные ценности создаются в процессе общения, распространяются посредством коммуникации и служат прежде всего повышению эффективности социальных взаимодействий. Благодаря обмену духовными ценностями создается коллективный запас идей, образных представлений, социальных чувств и переживаний, делающий возможным взаимопонимание людей. В ходе потребления духовных ценностей их совокупный фонд не уменьшается, а увеличивается. Если у меня есть яблоко и я отдам его тебе, то у меня уже не будет яблока. Если у меня есть идея и я поделюсь ею с тобой, то у нас обоих будет общая идея. Содержание духовных ценностей является объективным, т. е. не зависящим от воли и сознания отдельного человека, хотя потребление (а лучше сказать — освоение) ценностей духовной культуры носит индивидуальный, личный характер.  Объективный характер духовных ценностей кажется очевидным, когда имеются в виду математические теоремы, законы грамматики и синтаксиса, некоторые общечеловеческие нормы морали, например запрет на убийство. Невозможно представить себе ценность, которая была бы выражена без помощи знаков. Очень многие действия людей — повседневные обычаи и торжественные церемонии, литературный язык и разговорные жаргоны, стиль одежды и прически, мимика и жесты, несомненно, носят знаковый характер. Любое обжитое социальное пространство, например пространство города, храма, воинской части или домашнего интерьера, размечается и организуется с помощью знаков. Знаки и символы окружают нас повсюду, даже когда мы их не замечаем. Одни и те же духовные ценности могут быть выражены (закодированы) с помощью разных знаковых систем.  От того, как быстро и точно мы это делаем, насколько правильно, глубоко понимаем смысл знаковых сообщений, зависит общий уровень культурной компетенции личности. Духовная жизнь современного общества чрезвычайно динамична. Каждый день на «рынок» символических ценностей выбрасываются разнообразные произведения искусства, новые политические лозунги, газеты и журналы, телесериалы. На самом деле процессы создания и освоения духовных ценностей носят упорядоченный характер и подчиняются определенным общественным закономерностям. Особенно важно понять назначение основных исторических форм духовной деятельности людей — религии, морали, искусства, науки, философии, права, политической идеологии. Историческими они называются потому, что отражают определенную последовательность духовного становления человечества. Например, искусство аккумулирует многовековой опыт эстетического осмысления и преобразования мира, удовлетворяя потребность человека в общении с прекрасным.   Секуляризации — относительного уменьшения влияния религии.  В истории делались попытки насильственно «вытеснить» из жизни общества одни духовные ценности и заменить их другими, в частности религию наукой, мораль идеологией (вспомните из школьного курса истории, когда и где это происходило), однако, по большому счету, они закончились безрезультатно. Какая форма духовной деятельности играет ведущую роль в современном обществе? По мнению многих ученых, на это место все более претендуют средства массовой информации (СМИ).  Важность для общества основных исторических форм духовной деятельности подтверждается тем, что они развиваются и совершенствуются преимущественно профессионалами в стенах специализированных культурных учреждений, таких как школа и университет, церковь, музей, библиотека, театр и т. п. Чтобы добиться успеха в этих областях, нужно обладать обширными специальными знаниями и навыками, как минимум, в пределах высшего образования. Поэтому данную сферу общественной жизни еще иногда называют специализированной духовной деятельностью. Однако, помимо специализированной, существует и неспециализированная духовная деятельность. Обратите внимание на такие явления, как язык, народные обычаи и традиции, мода, этикет.   Значение неспециализированной деятельности в современную эпоху ни в коем случае нельзя недооценивать, потому что именно на этом уровне чаще всего и происходит непосредственная встреча человека с ценностями духовной культуры. В индивидуальной человеческой жизни духовные ценности выполняют ориентирующую и направляющую роль. Способность суждения или оценки немецкий философ И. Кант считал одной из высших человеческих способностей. Она связана, с одной стороны, со свободой выбора, а с другой — с целеполагающей деятельностью и духовным самоопределением личности. Ценностями люди считают то, что они ставят выше сиюминутных радостей и удовольствий, что придает смысл и значение их существованию. Для некоторых в качестве ведущей духовной ценности может выступать познание, для других — любовь, творчество, вера, свобода, забота о благе Отечества. Ради этих ценностей люди способны переносить жизненные невзгоды и лишения, сознательно идти на самоограничения и даже жертвуют собой.

В-2  Малая группа в социально-психологическом отношении начинается не с механического объединения людей, а с их сплочения в общность, оказывающую влияние на каждого своего члена. Чтобы понять, как группа влияет на входящего в него человека, социальные психологи изучают процессы групповой сплоченности и группового давления.  Возможность бесконфликтного общения и согласованности действий в условиях совместной деятельности лежит в основе совместимости.    В литературе можно встретить описания совместимости как на основе симпатий-антипатий (т. е. эмоциональной составляющей), так и на основе получаемых результатов деятельности (деловая составляющая). Но некоторые ученые различают психологическую совместимость, которая формируется на основе межличностных отношений, и срабатываемость членов группы, формирующуюся и проявляющуюся в профессиональной деятельности. Разрабатываются специальные методики для исследования совместимости. Наглядное представление об изучении совместимости дает, к примеру, изучение взаимодействия в группе нескольких пар представителей разных типов личности. В том случае, если один из них был доминирующим, а другой подчиняющимся, они действовали успешно. Но если оба оказывались представителями одного типа личности, между ними либо возникали конфликты (если оба стремились доминировать), либо не было никакого продвижения к цели (если оба могли только подчиняться).  Тип личности только один из многих аспектов, влияющих на совместимость людей в группе. Считают, что межличностная совместимость основана на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополнении) ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и других значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик.  Психологическая несовместимость, как вы можете уже предположить, проявляется в различиях в ценностных ориентациях, неприятии друг друга, несинхронности умственных и двигательных реакций, значительных различиях во внимании, мышлении и других свойствах личности, которые могут препятствовать совместной деятельности и, что особо важно, согласованию действий в критических ситуациях. Считают, что совместимость не бывает абсолютной. Она всегда касается какой-либо конкретной деятельности или сферы взаимодействия. Различают более высокие и более низкие уровни совместимости. Низкие уровни групповой совместимости составляют психофизиологическая совместимость темпераментов и характеров членов группы, сенсорно-моторная согласованность при выполнении ими совместных действий, интенсивность коммуникативных внутригрупповых связей. На более высоких уровнях групповая совместимость выступает как согласованность функционально-ролевых ожиданий — представлений членов группы о том, что именно, с кем и в какой последовательности должен делать каждый при организации совместной деятельности.     Групповая сплоченность может быть определена как степень притягательности группы для ее членов. Чем лучше отношение к группе ее членов, тем сплоченнее группа, и наоборот. Известно и другое определение групповой сплоченности — как результата согласия, сходства ценностных ориентаций и взглядов. Человек стремится быть вместе с теми, с чьими установками и позициями он солидарен. Существуют различные подходы к изучению сплоченности. Рядом исследователей сплоченность изучается как эмоциональное явление и определяется эмоциональной привлекательностью и эмоциональной оценкой группы ее участниками. Сторонники этого подхода нередко напрямую связывают сплоченность с удовлетворением человека от пребывания в группе. В качестве конкретных показателей групповой сплоченности, как правило, рассматриваются: 1 чем большее количество членов группы нравятся друг другу, тем выше ее сплоченность; 2)  чем больше число тех людей, кто удовлетворен своим пребыванием в группе, тем выше сила ее притяжения, а следовательно, и сплоченность; 3)  чем больше нужд удовлетворяется в группе, тем выше мотивация участвовать в ней, т. е. мотивационная сплоченность  основным потребностям, которые индивид может удовлетворить в группе, относятся потребности в принадлежности, общении, помощи, защите, власти, престиже, уважении и самореализации).  Другими учеными сплоченность рассматривается как результат согласия, сходства ценностных ориентаций и взглядов. Высокая степень согласованности взглядов, позиций, установок, мнений, оценок и действий членов группы в связи с непосредственными целями ее основной деятельности называется ценностно-ориентационным единством группы. Ценностно-ориентационное единство сторонники данного подхода считают интегральным показателем сплоченности группы.  О группе с невыраженной сплоченностью говорят как о разобщенной группе.Сплоченное состояние обладает огромной ценностью как для группового развития, так и для каждого конкретного человека. Такое состояние группы способствует эффективности деятельности (в сплоченной группе люди лучше работают); делает группу более стабильной. Сплоченность улучшает психологическое здоровье людей, входящих в группу: повышает самооценку, снижает тревожность, порождает у человека ценное для него состояние личной защищенности.Назовем несколько факторов, способных воздействовать на развитие сплоченности в группе. Один из них — это осуществляемая деятельность. Чем более тесного взаимодействия она требует, тем выше потенциальная сплоченность группы. Далее следует выделить групповую историю успеха в совместной деятельности. Чем больше таких успехов, тем выше сплоченность.  На повышение сплоченности влияет система стимулов, существующих в группе, в том числе награждений, поощрений. Наличие в группе «мы – чувства» делает группу еще сплоченнее.  Сплоченная группа характеризуется тем, что может противостоять внешним воздействиям и сохранять свою целостность в разных ситуациях. Наличие в группе общих чувств, настроений и веяний, и общность оценок и реакций на воздействия извне или со стороны отдельных участников, и взаимная поддержка, взаимопомощь, и готовность к принятию коллективной ответственности за те или иные действия группы. Групповое мнение отражает события и процессы, представляющие общий для группы интерес. Конформность - подчинение навязываемому группой мнению. Конформностькак изменение в поведении и установках людей, направленное на содействие действиям и поведению других. Различают внешнюю и внутреннюю конформность. Внешняя конформность связана с подчинением индивида влиянию группы из-за желания остаться ее членом. Она предполагает лишь внешнее согласие с группой, при котором не затрагивается внутренняя позиция человека. Внешнюю конформность отождествляют с уступчивостью в следовании требованиям группы при внутреннем неприятии их. Внутренняя конформность связана с реальным одобрением, согласием человека с мнением группы, ее требованиями.  Конформное поведение играет как положительную, так и отрицательную роль. С одной стороны, оно способствует исправлению ошибочного мнения человека или его поведения, если более правильным оказывается мнение или действия большинства. С другой стороны, конформное поведение мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения. Конформисты помогают принимать общие решения, но обычно не предлагают ничего нового.   Есть и другая категория людей — те, кто идет против течения, зная, что могут встретить недовольство, отвержение и даже ненависть. К этим людям применимо выражение «дух противоречия». Таких людей называют нонконформистами. Характеризуя позицию индивида относительно позиции группы, ученые пишут о мере подчинения индивида групповому давлению. С чем связана степень конформности? Во-первых, степень конформности связывают с новизной группы — при вхождении в новую группу индивид пытается в своем поведении следовать за другими, потому что еще не знаком с групповыми ценностями и нормами. Кроме того, степень конформности связана с социальным статусом (чем он ниже, тем выше может быть конформность) и с привязанностью к группе, желанием во что бы то ни стало принадлежать ей, быть ее участником. Играют роль также личностные характеристики человека (интеллект, тревожность, внушаемость и др.), его пол, возраст (маленькие дети более конформны, чем взрослые). Важна и культура, представителем которой является человек.  Завершая разговор о влиянии группы на личность, отметим, что в зависимости от реакции на групповое давление член группы может выступать: 1) как конформист, т. е. соглашаться с мнением группы и изменять поведение в направлении группового давления; 2) как нонконформист, т. е. оказывать сопротивление давлению группы, думать и действовать вопреки ему; 3) каксамоопределяющаяся личность — избирательно реагировать на воздействия группы, соглашаясь с ее мнением или не принимая его — в зависимости от конкретной ситуации. 

Категория: Мои статьи | Добавил: 22-sos-lan-22 (19.05.2012)
Просмотров: 1195 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: