1 Знание — сила», — эти слова принадлежат английскому философу Ф. Бэкону (1561—1626 гг.). В них выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества в целом. Действительно, знания об окружающем мире и самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности — для строительства жилищ и производства стали, для лечения больных и государственного управления. Знания дают возможность ориентироваться в мире людей, вещей и природных явлений. В наших знаниях спрессован многотысячелетний опыт материальной и духовной деятельности людей (представим себе, что людям не удавалось бы закреплять и передавать последующим поколениям полученные знания; в этом случае каждое новое поколение начинало бы историю с чистого листа и мы сегодня жили бы так же, как наши далекие предки). Конечно, не все накопленные знания становятся достоянием отдельного человека. При всем огромном потоке информации, который обрушивается на нас, каждый усваивает, перерабатывает и в дальнейшем использует лишь некоторую его часть. По своему составу эти знания разнообразны. В одних случаях это знания о предметах, их свойствах и полезных для человека функциях. Основы этих знаний раскрываются на уроках физики, химии и других предметов. В других случаях интерес представляют сами способы получения знания и правила деятельности. Значение этих компонентов знаний в современном мире постоянно возрастает. Они включены в содержание многих школьных предметов, но есть и специальная дисциплина — технология. Особый тип знаний составляют наши представления и идеи о том, как формируется не знание отдельной предметной области, а наиболее общие принципы человеческого познания, его соотношение с реальным миром, граница между знанием и верой, пределы познавательных возможностей человека. Этот круг вопросов был и остается в центре внимания философов. Как и по многим другим проблемам, здесь сложились различные подходы и теории. 2
В общении осуществляется также и взаимное восприятие его участников. Общающиеся всегда могут: - понять, что представляет собой партнер по общению, каков его внутренний мир;
- оценить уровень установившегося взаимопонимания.
Общаясь с собеседником, важно знать, как тот себя оценивает. Это повышает эффективность общения. Самооценка человека влияет на восприятие окружающих: если человек уважает себя, то он может уважать других. Кроме того, она влияет на возникновение симпатии: если человек уверен, что он честен, красив, то он своим поведением как бы «подсказывает» отношение к себе. Наконец, самооценка влияет на возникновение удачливости: если человек убежден в своих способностях, ловкости, ответственности, то таким он и будет в реальности. Только ощутив свою собственную высокую самооценку (самоценность, по В. Сатир), человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Таким образом, человек с высокой самооценкой внушает доверие и уважение и сам постоянно ощущает свою высокую значимость. Ребенок приходит в мир без каких-либо представлений о себе, о том, как взаимодействовать с другими людьми, что представляет собой окружающий мир, и, конечно, без каких-либо критериев самооценки. Он вынужден ориентироваться на опыт окружающих его людей, на те оценки, которые они ему дают как личности. За первые 5-6 лет жизни он формирует свою самооценку почти только на основе той информации, которую получает от взрослых и сверстников. Ребенок с низкой самооценкой, несмотря на все свои удачи, постоянно терзается сомнениями. Для него достаточно одного маленького промаха, чтобы были зачеркнуты все предыдущие успехи. Каждое слово, мимика, жест, интонации, тембр и громкость голоса, прикосновения и действия родителей, пишет В. Сатир, несут ребенку сообщение о его самоценности. Например, ребенок преподносит своей маме букет цветов, а мама берет цветы со словами: «Где же ты их взял?». При этом ее улыбка, голос, интонации говорят: «Какие замечательные цветы ты принес! Где же растут такие прелестные цветы?». Такая материнская реакция повышает самооценку ребенка. Но ситуация может сложиться и иначе. Мама скажет: «Как мило!» — а потом добавит: «Ты, случайно, не сорвал в саду у нашей соседки?». Ребенок поймет, что его считают способным на плохие поступки, и это снизит его самооценку.
|